Музейная педагогика в МДОУ как средство патриотического воспитания

Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания.
Ф. Дзери

Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться , то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что  в приобщении к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста.  Дети дошкольного возраста усваивают все прочно и надолго только тогда, когда все слышат, видят и делают сами. В дошкольных учреждениях нет достаточной материальной базы для полноценного изучения раздела, "Приобщение ребёнка к общечеловеческим ценностям", нет соответствующей развивающей среды и методического обеспечения  и, именно здесь  на помощь  приходит музейная педагогика, так как музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности детей.

Один из самых авторитетных исследователей детского дошкольного возраста А.В.Запорожец показал, что центральными достижениями психического развития в этом периоде следует считать образные формы познания и социальные эмоции. Так вот, музейная форма представления материала непосредственно способствует именно образному познанию, а уж социальные эмоции – вопрос содержания музейных экспозиций.  Фундаментом педагогики музея является погружение ребенка в специально организованную среду, которая может включать в себя элементы искусства, старины, памятники природы и многое другое. Именно музей становится источником формирования интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу нравственно-патриотического воспитания.
Особо следует подчеркнуть воспитательную функцию музеев, их значимость в становлении умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания подрастающего поколения. Нередко, именно музей, становится источником формирования познавательного интереса, на основе которого у детей закладываются экологические знания о живой и неживой природе, о необходимости бережного отношения к ней.
В условиях нашего города не так много музеев и ориентированы они в основном на школьников.  К тому же они отдалены от нашего населённого пункта,  поэтому  не все дети  были в музее, некоторые не знают что это такое, а родители не считают нужным водить детей дошкольного возраста в музеи. Посещение находящегося поблизости Этномира ,  тоже не может быть частым по ряду причин.
Разрешить проблему помогло создание мини- музея "Русская изба" в нашем  ДОУ  , что явилось наиболее  оптимальным средством передачи информации, и  тем самым произошло  внедрение в воспитательно-образовательный процесс детского сада средств музееведения и музейной педагогики.
Спору нет, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, но основное назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей , наш музей выполняет сполна.
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка, это -результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Значение музея в воспитании ребенка нельзя переоценить. «Диалог» с музеем развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов. Накопленный опыт работы по музейной педагогике показывает, что создание музея также способствует установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях.
Работа  эта, конечно, непростая и трудоемкая, но все окупается, когда видишь наших детей знающими,    активными,  умеющими ладить в коллективе ,  патриотами  ( не побоюсь этого слова) своей родины, чтящими и почитающими традиции  своей страны.

© 2012. Все права защищены.

Создание сайтов Санкт-Петербург Яндекс.Метрика